ДНЕВНИК №1. АЛТАЙ
Летом 2015−2016-го мы работали на юге Алтая — снимали жизнь современных пастухов и кочевников: казахов и алтайцев, которые живут в юртах на стоянках и пасут верблюдов, яков, овец, лошадей, коз. Исследовали жизнь современных кочевников, казахскую кухню, трансформацию свадебных обычаев. Все наши истории соединяет поездка по Чуйскому тракту — это «шёлковый путь» Сибири. До 20 века по тракту могли пройти только навьюченные верблюды, которые везли товары из Монголии в Бийск и наоборот. Потом, в первой половине 20 века, дорогу начали строить заключенные ГУЛАГа, сейчас это без преувеличения одна из лучших и красивых автомобильных дорог в стране (журнал National Geographic Traveler включил Чуйский тракт в список «10 самых красивых автодорог мира).
ДНЕВНИК №2. ТОМСК
Самый «деревянный» город Сибири, здесь больше всего сохранилось памятников деревянного зодчества. Исследовали, как томичи относятся к своему деревянному наследию, поговорили с художниками, которые устраивают акции в защиту ценных «деревяшек» и с теми, кто в этих «деревяшках» живёт. Ещё сюда войдет история про Торанссиб, который прошёл мимо Томска и рассказ о том, почему это отличное туристическое место.
ДНЕВНИК №3. КОДАР И ЧАРСКИЕ ПЕСКИ
В эти места мы снаряжали экспедиции в 2014 и 2016-м годах. Чарские пески — это небольшая пустыня, размером примерно 5 на 10 километров, вокруг которой расположена тайга и горы Кодар. В Мраморном ущелье Кодара, который находятся недалеко от пустыни, сохранились постройки Борского исправительно-трудового лагеря — подразделения ГУЛАГа. Он находится на высоте примерно 2 тысячи метров над уровнем моря и является своеобразным музеем под открытым небом: в ущелье сохранились бараки, штольня, утварь (часть предметов тех времен находится в местном историческом музее). Во времена СССР это было засекреченное место, на советских картах его обозначали как «посёлок геологов, нежилое». История СССР буквально вросла в эти горы: вдоль реки Сакукан, вдоль которой нужно подниматься к лагерю, остался так называемый «сталинский тракт» — дорога, по которой заключенным и начальникам доставляли продукты. Она покрылась мхом, но все еще хорошо видна.